Предложение Минтранса по повышению уровня компенсации авиапассажирам: аргументы «за» и «против»

Подробно об авторе: Илья Кабачник, зам. ген. директора — директор по авиационному страхованию ОАО «АльфаСтрахование», член Общественного совета при Росавиации

Министерство транспорта РФ опубликовало законопроект о внесении изменений в ВК РФ и другие законодательные акты в связи с присоединением России к Монреальской конвенции 1999 года. Проект содержит, в частности, предложение, оставив в силе положения Воздушного Кодекса об автоматической выплате минимальной компенсации в случае причинения вреда жизни пассажира воздушного судна (это положение подкреплено, начиная с 1 января 2013 г., Федеральным Законом об обязательном страховании ответственности перевозчиков), повысить уровень этой компенсации с нынешних двух миллионов рублей до ста тысяч специальных прав заимствования (SDR), что по текущему курсу составляет примерно 4,6 млн руб.

Это предложение выглядит логическим продолжением курса, взятого несколько лет назад и основанного, похоже, на нескольких ложных тезисах, которые, хотя они и ложные, воспринимаются как истина не только широкой общественностью, но и многими руководителями, занимающими высокие посты в России.

Ложный тезис №1. Международные соглашения, и в частности Монреальская конвенция 1999 г., обеспечивают более высокий уровень компенсаций пассажирам, чем российское законодательство, регулирующее внутренние перевозки.

В отличие от российского законодательства, Монреальская конвенция не говорит о каком-либо минимальном размере выплат. Конвенция касается исключительно ответственности перевозчика и определяет, в каких случаях перевозчик несет ответственность перед пассажиром.

Сумма в 100 тыс. SDR, присутствующая в тексте Монреальской конвенции, — это пороговое значение. В случае, если размер вреда, причиненного пассажиру, не превышает этот порог, перевозчик не вправе исключить или ограничить свою ответственность, кроме специально оговоренных Конвенцией случаев. Сверх этой суммы перевозчик может воспользоваться своим правом и доказать, что причинение вреда не было следствием его небрежности, неправильных действий и пр. Если перевозчик успешно это докажет, то его ответственность будет ограничена суммой 100 тыс. SDR. Но в любом случае, доказать размер причиненного вреда должен сам потерпевший; то есть 100 тыс. SDR — это вовсе не фиксированная минимальная компенсация, выплачиваемая автоматически в случае гибели пассажира. Если потерпевший не смог предъявить обоснование суммы причиненного вреда, то никакой компенсации не будет.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.